Джейсон Стэтхэм -
Фан-зона
Рецензия на кинофильм "Перевозчик-3"
Дебют, так дебют!
...
Дебют так дебют !!
Внешне, по первому впечатлению, Джейсон Стэтэм едва ли может показаться
крутым парнем – лпоследним героем боевика╗ с ярко выраженной харизмой,
способным сокрушить любые препятствия и, что называется, одной левой
уложить с десяток врагов. Не наделённый мощной мускулатурой и могучим
торсом, слегка щуплый на вид, преждевременно лысеющий, подчёркнуто
старающийся не выделяться своим поведением из толпы.
Если уж разбираться, по типажу Джейсон был бы идеален, скорее, для
ролей лмаленьких людей╗ невысокого социального происхождения,
старающихся, беспрерывно суетясь и отыскивая разного рода мелкие лазейки
в жизни, заработать себе на кусок хлеба. А между тем практически не
сомневаешься, что та настойчивость, с какой Стэтэм прокладывает себе
дорогу на Олимп кинематографической славы, причём именно в фильмах
действия, вознаграждена будет. Да и, пожалуй, уже вознаграждена.
А ведь начинал свой жизненный путь будущий актёр, родившийся в 12-го
сентября 1972-го года в Лондоне, в спорте. И добился, в принципе, весьма
недурственных результатов, попав в Олимпийскую сборную Великобритании по
прыжкам в воду1, хотя и решил переключиться на совсем иной род
деятельности сравнительно рано. Он пробовал себя в разных сферах: от
модельного бизнеса, подрабатывая в качестве манекенщика, до… лчёрного
рынка╗, пытаясь скопить деньги на торговле нелегальными ходовыми
товарами. Да и в кинематограф, как рассказывают, попал совершенно
случайно. Только ведь случайность является, как известно, частным
случаем закономерности.
Итак, судьбоносной стала встреча с начинающим (на тот момент) режиссёром
и сценаристом Гаем Ритчи, которому кандидатуру Стэтэма порекомендовали
представители компании French Connection, финансировавшей его дебютный
фильм. Разумеется, в лКартах, деньгах, двух стволах╗ /1998/ с избытком
присутствуют разного рода колоритные личности, населяющие далеко не
самый благополучный лондонский район: шпана, мелкие и крупные уличные
гангстеры, суровые наёмные убийцы, торговцы наркотиками и скупщики
краденого…
Но Бейкон в исполнении Джейсона, успевшего, как можно догадаться,
соприкоснуться с данной стороной реальности в собственной жизни, точно
не затерялся на этом пёстром фоне! Напротив, стэтэмовский уголовник
чувствует себя как рыба в воде в мутных буднях британской столицы,
стараясь особо не высовываться там, где не надо, но точно – не собираясь
упускать свою выгоду. Не сказать, чтобы дебютант моментально стал
лзвездой╗. Все лавры достались преимущественно самому Гаю. Однако
потенциал исполнителя был оценён по достоинству.
Во всяком случае в своём следующем громком проекте кинематографист отвёл
основную партию именно ему – насколько вообще правомерно говорить об
этом применительно к явно лансамблевому╗ произведению. Всё-таки
повествование в лБольшом куше╗ /1998/ ведётся от лица не кого-либо, а
Турецкого, как раз поневоле заварившего кашу с исчезновением особо
ценного бриллианта.
Режиссёр отшлифовал до блеска самим же нащупанный имидж Стэтэма.
Человека, оказывающегося в эпицентре серьёзнейших неприятностей,
пытающегося что-то сообразить и даже сделать, с трудом лавирующего между
лсильными мира сего╗ и в один прекрасный момент с изумлением
обнаруживающего, что проблемы… разрешились сами собой. Тихо, без ложного
пафоса, шума и пыли достигающего самого главного – умудряющегося
сохранить себе жизнь. Идеальнее исполнителя было не подобрать! Стоит ли
удивляться, что теперь-то уж точно появились первые признаки известности
– правда, пока лишь в качестве ставленника2 одарённого режиссёра,
сформировавшего собственную команду.
Следующие заметные стэтэмовские проекты это подтверждают. Правда,
лзвездой╗ лКостолома╗ /2001/ стал Винни Джонс, а Джейсон довольствовался
эффектной эпизодической ролью безумного и особо опасного заключённого по
прозвищу Монах. Зато лПеревозчик╗ /2002/, появившийся на свет стараниями
француза Люка Бессона, наладившего с Ритчи тесный контакт, не случайно
снискал солидный международный успех.
В сугубо эстетическом плане никаких существенных дополнений к
стэтэмовскому экранному образу привнесено, пожалуй, не было – напротив,
прежде найденные черты оказались усилены и подчёркнуты. Зато зрители с
удивлением отметили появление нового артиста, ранее не выставлявшего
напоказ собственные успехи в овладении боевыми искусствами и вдруг –
преподавшего блестящий мастер-класс коллегам и из-за океана, и с
Востока. Эффект оказался тем сильнее, что до поры до времени
транспортировщик Фрэнк Мартин вновь старается вести себя скромно и
незаметно.
К сожалению, вторая часть лПеревозчика╗ произвела менее сильное
впечатление, а лРевольвер╗ /2005/, где Гай Ритчи и Люк Бессон впервые
доверили ему психологически неоднозначную и глубокую роль, показался
широкой аудитории чересчур мудрёным и запутанным.
Однако к тому времени актёр уже вовсю пытался доказать, что способен
добиться успеха и без помощи товарищей и единомышленников. Разумеется,
его первые появления в голливудских картинах (лПризраки Марса╗ /2001/,
лПротивостояние╗ /2001/, лОграбление по-итальянски╗ /2003/, лСоучастник╗
/2004/) не привлекали особого внимания. Но это было делом техники. И
если напряжённый лХаос╗ /2005/ так и не вышел в широкий прокат, то
едкий, пронизанный лчёрным юмором╗ и весьма парадоксальный в трактовке
событий лАдреналин╗ /2006/ заставил заговорить о даровании Стэтэма
повсеместно.
А лВойной╗ /2007/, где ему довелось схлестнуться с самим Джетом Ли, и
рядом иных проектов, он лишь подтвердил, что прочно и надолго
обосновался в когорте постоянных героев боевиков.
|